В составе развивающих игрушек можно найти:
· Дидактические игрушки, которые основаны на принципе самоконтроля. Это могут быть пирамиды и матрёшки.
· Дидактические игровые наборы с правилами, играть в которые нужно на столе.
· Строительные наборы и конструкторы.
· Музыкальные игрушки.
· Игрушки-головоломки.
· Игрушки-репетиторы (упражняющие и обучающие игрушки).
· Развивающие компьютерные игры.
Все дидактические игры, как правило, перед ребёнком ставят практическую, развивающую и обучающую задачи. Условия решения этих задач находятся в конструкции игрушки и в её содержании, или же в содержании игры. Основной целью всех дидактических игрушек без исключения является развитие речи, памяти, мышления, воображения, внимания, творчества, воли, а также и многих других качеств. Ещё одной целью дидактических игрушек является передача детям разнообразных знаний.
Очень многие дидактические игрушки созданы были специально для того, чтобы развивать в маленьких детях такие качества, как сенсорная координация, меткость и ловкость.
Все дидактические игрушки могут также использоваться родителями с целью эстетического воспитания. Такую задачу способны выполнить музыкальные шкатулки, мозаики и наборы колокольчиков.