На рубеже XIX–XX столетий создавались целые коллекции русских народных тряпичных кукол, которые в основном экспонировались во многих российских музеях в этнографических отделах. Наиболее лучшая коллекция народного искусства Поволжья, Русского Севера, центра России и Смоленщины была собрана в центре художественной и культурной жизни России Талашкино. Собрала эту коллекцию княгиня М.К. Тенишева. В коллекции были представлены довольно редкие экземпляры народного искусства XVI–XIX столетий. Коллекция княгини Тенешевой стала хорошим материалом для изучения традиционной народной куклы. Специалист-этнограф В.Н. Харузина на основании этой коллекции смогла впервые проследить этапы развития народной куклы.
В самом начале двадцатого столетия были созданы в России школы игрушечных дел, а также кукольные промыслы. В 1918 году в Москве был создан первый музей игрушки. Его создателем был Н.Д. Бартрам – искусствовед, художник, музейный деятель и коллекционер. С течением времени в двадцатых годах, когда в стране становится много краеведческих музеев, начала постепенно увеличиваться география распространения коллекций народных кукол. Также в это время появился интерес к изучению традиционных народных кукол. Однако, к сожалению, всё это довольно скоро завершилось, поскольку кукла вместе с рождественской ёлкой и сказкой в двадцатые годы ХХ века попала в опалу и стала считаться предметом мещанского быта. Несколько лет учёные пытались отстаивать право детей иметь их любимые игрушки. Надо отметить, что им это удалось сделать, хотя и не без потерь. В те времена было принято считать, что обычная народная кукла не способна удовлетворить интересы советских детей. Поэтому за счёт народной куклы на первых порах происходил процесс становления новой игрушки советского образца.